События
24 ноября 2010
Выступление на ежегодной международной конференции ПСТГУ с докладом «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32): размышления философа»
7-8 ноября 2010
Выступление на конференции Казанской духовной семинарии с докладом «Святоотеческое богословие и современная наука»
13-17 октября 2010
Выступление на международной конференции «богословие творения» (Звенигород, Московская обл.) с докладом «Святоотеческое богословие и современная космология«.
15 мая 2010
Выступление на конференции в Кемеровском государственном университете культуры и искусств с докладом .Христианская нравственность: взгляд с точки зрения классической философии.
30 января 2010
Вышел в свет диск «Беседы по философии«. Часть 1. Досократовский период. Беседы проводились на радио «Благовещение».
22-29 января 2010
Чтение лекций по основному богословию в Брюсселе (Храм Живоначальной Троицы)
Ноябрь 2009.
Вышла в свет книга «Религиозная философия«. М.: Изд. МГЛУ, 2009.
11 октября 2009.
Август 2009.
Вышла в свет книга «История заподной философии«. Т.1: Античность, средневековье, Возрождение. Т.2: Новое время. Современная западная философия. М.: Изд. ПСТГУ, 2009.Текст на моем сайте.
14 октября 2008.
Содоклад в Институте философии РАН «Наука и религия: дополнительность или конфронтация?» (к докладу академика В.С.Степина: “Философия религии в социокультурном аспекте”)
7 октября 2008
Доклад «Исторический смысл философии: богоискательство или богоборчество?» на философской секции XIX ежегодной богословской конференции ПСТГУ .
22 мая 2008.
Указом губернатора Кемеровской области А.Тулеева награжден медалью «За веру и добро»
17 января 2008.
Доклад в Институте философии РАН: “Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения” (текст доклада)
27 ноября 2007
Доклад на конференции в Санкт-Петербурге «О религиозных основаниях культуры»
На Ежегодной международной научно-практической конференции «Религиозные и философские представления о человеке, обществе и мироздании – в науке, образовании, информационном пространстве, политике и праве» был сделан доклад, в котором подчеркивалось, что современное понимание отношения между культурой и религией в корне неверно. Принято считать, что религия — часть культуры. Однако в этом случае получается, что религия тоже, как наука, искусство и т.п., создана человеком. Христианство же утверждает богооткровенный характор религии, и поэтому именно религия является формообразующим фактором культуры: не религия — часть культуры, а культура формируется в религии.
Ноябрь 2007
Интервью сайту «Православие и мир» (Кому суждено быть повешенным, не утонет?)
Свободен ли человек перед Лицом всемогущего Бога? Хорошо ли стремиться к свободе, в то время как одной из главных добродетелей в христианстве является послушание? На эти и другие вопросы даны ответы в данном интервью.
7-9 ноября 2007
Участие в конференции в Казани. Доклад «Магия, наука, христианство: старый конфликт или новые идеи сотрудничества?»
В последнее время активизировался интерес к разного рода оккультным учениям. При этом многие приверженцы магических знаний утверждают, что магия тесно связана с наукой и христианством. В докладе Лега В.П. остановился на вопросе о взаимодействии магии с наукой и христианством в эпоху позднего Возрождения, когда начинает возникать новая наука, и показал, что так называемое сотрудничество магии и науки было только внешним, и по мере становления экспериментального математического естествознания становилась все более явственной пропасть между магией и наукой. Отношения же христианства к магии всегда были непримиримо враждебными. Поэтому ни о каком сотрудничестве магии, науки и христианства не может быть и речи.
30-31 октября 2007
Доклад на конференции «Наука. Философия. Религия” (Дубна)
В кратком выступлении Лега В.П. остановился на определениях культуры и свободы и показал, что истинная свобода осуществляется лишь в христианстве, и именно религия является основой человеческой культуры.
25 октября 2007.
Участие в ток-шоу на телевидении (ТВЦ) («Сеанс научной магии») (видео)
В телевизионном шоу состоялась дискуссия на тему: совместима наука и христианство с такими пара- и псевдонаучными явлениями, как магия и астрология. Вместе с двумя физиками (Ростиславом Полищуком (ФИАН) и Владимиром Решетовым (МИФИ)) В.Лега доказывал принципиальную несовместимость магии ни с наукой, ни с христианством. Магия неправомерно распространяет научные методы познания на духовный мир и поэтому вступает в противоречие как с наукой, исследующей только мир видимый, так и с христианством, утверждающим, что мир духовный имеет свои особенности, непознаваемые естественнонаучными методами. Кроме того, как постоянно указывает Церковь, обращение к магам и астрологам является опасным грехом.
Октябрь 2007
Интервью сайту «Православие и мир» (Почему в нашем мире столько страдания?)
Наличие в нашем мире зла и страданий — особенно страданий невинных людей и праведников — для многих является серьезным аргументов в пользу несуществования Бога. А как отвечает на этот вопрос христианство?
11 октября 2007.
Доклад «А.И.Бриллиантов об отличии восточного и западного понимания веры” на философской секции XVIII ежегодной богословской конференции ПСТГУ.
The author outlines the concept of the Russian philosopher and theologian Brilliantov A. I. (1867-1933) on the difference between Eastern and Western perception of the faith, the former is considered to be psychological and the latter – ontological. Taking into consideration the teachings of such prominent Western theologians as Martin Luther and Thomas Aquinas the author shows that Brilliantov comprehended this distinctive feature of the Western religious thinking, though his analysis of faith was based on St. Augustin’s teaching only.
6 сентября 2007
Интервью было посвящено проблемам христианской апологетики. В ходе часовой беседы В.П.Лега ответил на многочисленные вопросы радиослушателей об отношении науки и религии.
11 августа 2007.
Интервью агентству «Интерфакс»
30 мая 2007.
Обсуждение энциклопедического словаря «Религиоведение» на философском факультете МГУ им. М.В.Ломоносова (web)
17 февраля 2007.
Доклад в Институте философии РАН: “Что такое вера?”
Учение апостола Павла и отцов Церкви о сущности веры и отношении ее к знанию
В восточной православной Церкви вопрос о сущности веры решался не столько путем философствования, сколько указанием на авторитет Священного Писания, особенно на фразу ап. Павла из Послания к Евреям: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (11, 1), где ключевым является слово «осуществление», по-греч. «ипостась». Слово «ипостась» имеет несколько значений: и Лицо Пресвятой Троицы, и индивидуальный предмет, т.е. индивидуальность, личность человека, и субстанция. Поэтому можно предположить, что в восточном богословии существует по крайней мере три смысла слова «вера»: богословский, личностный (психологический) и философский (онтологический и гносеологический).
Отцы Церкви отмечали разные аспекты веры, указывая, что есть два типа веры: вера от слышания и вера по благодати. Первая зависит от свободной воли человека, вторая же есть дар Божий, возвращающий человека к его естественному состоянию.
Согласно отцам Церкви, вера – это не отдельная способность души, а совокупная ее деятельность. По поводу веры в Священном Писании сказано, что орган веры — это сердце. Сердце — это совокупная деятельность всей души. Такое понимание веры избегает проблем, которые ставились перед западным богословием при его рассудочной направленности. Действительно, в западном богословии вера понимается более субъективистски, как акт свободной воли человека, и поэтому противостоит разуму. Восточное богословие исходило не только из переживаний отдельного человека, но включало в себя и саму истину. В западном богословии вера обычно понимается как свободный выбор человека. Для восточного же богословия, вера – это прежде всегоестественное состояние человека. По мнению Псевдо-Дионисия, вера христиан в божественную истину есть не что иное, как единение их с этой истиной как объективной.